Наступает время летних каникул, которое можно провести с пользой для здоровья и развития детей. Лето – время прогулок и активных игр на свежем воздухе. Впечатления, которые ребенок получит летом, в дальнейшем он сможет использовать на занятиях, накладывая новые знания на личный опыт.
Прогулки предоставляют множество возможностей для обогащения представлений ребенка об окружающем мире. Наблюдения за природой – растениями, животными и птицами; прогулки к водоемам, в парке, выезд в зоопарк, театр, за город. Для развития общей координации: игры с другими детьми; игры с мячом; различные виды качелей. Для развития речи, мышления читайте сказки, стихи, рассматривайте картинки; повторяйте геометрические фигуры, цвета, сравнивайте понятия маленький/большой, один- много, повторяйте счет до 10. Тренируйте память разучиванием стихов и песен, соответствующих возрасту ребенка. Рисуйте, лепите, конструируйте с ребенком, собирайте пазлы, выполняйте поделки из природного материала.
Делайте это не навязчиво, в форме игры, когда ребенок здоров и находится в хорошем настроении. Помните, что игра- основной вид деятельности ребенка, в игре расширяется кругозор, развиваются память, внимание, речь, мышление, закрепляются полученные знания.
Для сенсорного развития предлагаем детям ощупывать, обнюхивать и осматривать различные предметы; различные продукты во время приготовления пищи, овощи и фрукты, цветы и различные растения во время прогулок, а также поверхности с различными фактурами (дерево, пластик, металл, ткань). Взаимодействие с водой контрастных температур (теплой – прохладной) во время умывания, гигиенических процедур, мытья посуды. Поглаживания и прикосновения к ребенку важны в ситуациях, когда нужно привлечь его внимание. Для развития тактильных ощущений подойдет простая игра: кладете в мешочек вещи разных фактур и форм. Пусть ребенок засунет туда руку, ощупает предмет и угадает, что это. Или завяжите ребенку глаза и предложите ему узнать разные вещи и продукты по запаху. Закрываем глаза и слушаем звуки вокруг себя, потом открываем и предлагаем ребенку воспроизвести все, что он слышал. Танцуйте под музыку с ребенком и т. д.
Для развития речи на прогулках, в повседневных бытовых ситуациях – комментируем все, что видим, собственные действия и действия ребенка, а также побуждаем ребенка к комментариям. Задаем вопросы и побуждаем ребенка отвечать на них. Читаем вслух детские книги и обсуждаем прочитанное (С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, М. Бородицкая, Ю. Мориц и т.д.). Если ребенок говорит – просим его говорить развернутыми предложениями и, используя правильные грамматические формы. Учимся обобщать: вы называете, а лучше показываете ребенку ряд предметов (помидор, огурец, морковь, лук), и просим ребенка назвать это одним словом (овощи).
Для социальной адаптации, по мере возможностей, привлекаем ребенка к помощи по дому: положить белье в стиральную машину, помочь сделать влажную уборку, помыть посуду, найти и/или принести какую-нибудь вещь. Закрепляем навыки самостоятельного туалета, гигиены тела. Обращаем внимание ребенка на правила безопасности: безопасного обращения с бытовыми приборами, правила поведения у воды и правила дорожного движения. Стараемся придерживаться режима дня, не забывать о дневном сне и утренней зарядке, закаливании.
Из подвижных игр положительно влияют на развитие ребенка игры с мячом, катание на велосипеде, бег, прыжки. Особенно дети любят соревновательные игры с родителями: кто дальше бросит, выше подбросит мяч, кто быстрее добежит до чего-нибудь, кто больше соберет камешков, шишек. Дети с удовольствием будут рисовать мелом или на земле на заданные темы, либо образцу. Рисуйте незамысловатые предметы - солнышко, заборчик, домик, дерево. Можно рисовать геометрические фигуры или создать общий «родительский рисунок». Фантазируйте и придумывайте игры.
Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семьи. Помните, что Вы ближайшие и самые лучшие друзья ребенку на все жизнь! Не стесняйтесь выражать свою любовь, чаще улыбайтесь и хвалите ребенка, и вы увидите благотворные результаты.
Статью подготовила педагог-психолог: Ирина Евгеньевна Высотина.