Главная / Специалисты / Педагог-психолог / 14. 12. 21 Как распознать и лечить СДВГ

14. 12. 21 Как распознать и лечить СДВГ

Ребенок не занимается, балуется, дерется, разносит квартиру... Знакомо? Попробуем разобраться, что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), как диагностируется, какими симптомами проявляется и как лечится.

Это неврологическое и поведенческое расстройство развития, которое начинается в раннем детском возрасте и проявляется в виде трудностей концентрации внимания, гиперактивности и неуправляемой импульсивности. Высокая степень активности и склонность к шумным играм для детей с 2 до 4 лет как бы считается возрастной нормой. Но гиперактивность в сочетании с невнимательностью и импульсивностью, сохраняющихся у ребёнка после 4 лет, может указывть на наличие СДВГ. У таких детей, прежде всего, нарушается регуляция своими эмоциями и ощущениями. Дети эмоционально неустойчивы, раздражительны, вспыльчивы. Но, с другой стороны, для них свойственна повышенная ранимость и низкая самооценка. Интеллект развивается обычно успешно, но его реализацию затрудняет плохая концентрация внимания: дети не могут до конца выслушать условия задачи, импульсивно принимают необдуманные решения. Им быстро надоедает монотонная работа, механическое запоминание большого объёма материала, они часто не доводят до конца начатые дела...

СДВГ– это физиологическая особенность мозга человека, которая может быть обусловлена  генетическими (чаще среди родственников мужского пола) и перинатальными факторами (повреждение центральной нервной системы плода во время беременности и родов). Ситуация усугубляется негативными внутрисемейными и социальными факторами. Говоря о семье необходимо отметить, что многие родители сами не контролируют свои эмоции — срываются, возмущаются, наказывают. И не считают это проблемой, а значит, не готовы менять свои реакции, свое отношение как к ребенку, так и к его поведению. Способность родителей управлять своими эмоциями играет важную роль в развитии ребенка, влияет на его физическое и психическое здоровье, что особенно важно в общении с гиперактивными детьми.
В каждой семье свои привычки и правила общения с детьми. Свои стили родительского поведения. Самый неподходящий для гиперактивного ребенка стиль общения — авторитарный. Он характеризуется высокой степенью родительского контроля. Такие родители наказывают детей за невыполнение требований. При этом используют и психологические, и физические наказания. Авторитарные родители, как правило, не считаются с ребенком, не выбирают выражения, не скрывают своего раздражения и злости. Нередко поведение гиперактивных детей в таких семьях становится причиной конфликтов между родителями и другими членами семьи, и это осложняет ситуацию.  В итоге поведение ребенка изменяется, но таким образом, что в дальнейшем осложняются и социальная адаптация вне семьи, и социальное взаимодействие.

Либеральный тип общения в семье характеризуется тем, что родители стараются во всем потакать ребенку, исполняют любое его желание, боятся ему противоречить. В такой ситуации гиперактивный ребенок, который очень нуждается в четких ориентирах и требованиях, теряется и также становится неуправляемым.

Отстраненный, стиль общения характеризуется отсутствием взаимодействия обоих родителей с ребенком, а чаще отцов, которые просто безразличны к собственным детям. Гиперактивный ребенок раздражает таких родителей, его поведение вызывает гнев, но разрешение всех проблем возлагается на мать ребенка. Этот вариант противоположных несогласованных действий родителей разрушает взаимодействие и наносит большой вред психическому здоровью ребенка, усугубляя все проблемы гиперактивности.

Наиболее адекватным в общении с гиперактивным ребенком является авторитетный стиль общения, при котором высокая степень контроля, внимания к ребенку сочетается с теплотой, поддержкой, терпением. Такие родители считаются с ребенком, внимательно наблюдают за его состоянием, готовы прийти на помощь. Они не приказывают, а объясняют, создают условия, в которых гиперактивному ребенку легче сосредоточиться, организовать свою деятельность.
            

Как вести себя родителям? Правила достаточно простые:

  • Уделяйте ребенку достаточно времени и внимания. Читать сказки на ночь, беседовать с ребенком – просто так, не обсуждая родительское собрание, а просто интересоваться его жизнью, интересами
  • Обращайте внимание на собственную мимику– во время игрового процесса старайтесь максимально понятно выражать свои эмоции, чтобы развивать эмоциональную сферу ребенка
  • Четко, в деталях объясняйте задание. Во-первых, так вы придадите ему уверенности, что он со всем справится. Во-вторых, когда большое задание делят на маленькие части, человек получает большее удовлетворение от своей работы и более охотно с ней справляется.
  • Поощряйте ребенка за каждое выполненное задание. Ему нужно чувствовать, что он старался не зря, - тогда в следующий раз он не откажется от работы.
  • Старайтесь не наказывать ребенка. Наказанием вы добьетесь от него только упрямства и нежелания контактировать с вами.
  • Аккуратно с нагрузкой дополнительными занятиями. Ребенка с СДВГ отдали в спортивную секцию на длительные частые занятия, чтобы «куда-то девать энергию…». Из-за чрезмерной усталости у ребенка произошла перегрузка нервной системы. От усталости ребенок становится еще более гиперактивным, и у него страдает концентрация внимания.

Как работает мозг при СДВГ. Медицинские психологи объясняют, что СДВГ – это форма проявления минимально-мозговой дисфункции, то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности. Так же усилена выработка нейромедиаторов, которая  приводит к  повышенной активации структур мозга и соответствующим эффектам: бурному эмоциональному ответу, избыточной двигательной активности, тревожности. Это обратимо. Главное вовремя обратиться к специалистам, чтобы не упустить время, когда можно скорректировать симптомы.

Как ставят диагноз. Диагноз СДВГ ставит врач-психиатр  при наличии у ребенка не менее 6 критериев, наблюдаемых постоянно в течение более полугода. Во время консультации он будет задавать ребенку и родителям вопросы об образе жизни ребенка, поведении, успеваемости. Оценивается психический статус ребенкаНе беспокойтесь, в этом нет ничего страшного. Доктор просто проверит следующие функции: -ориентация в пространстве и времени; -концентрацию внимания; -умение приводить логичные аргументы, строить умозаключения; -память; -коммуникативные способности. Помимо психического, необходимо оценить неврологический статус ребенка. Исследуют: наличие сознания, уровень функционирования всех органов чувств и черепных нервов, качество движений и т.д. Уточняют, были ли у родителей в детстве похожие симптомы, так как СДВГ имеет тенденцию наследоваться. Дополнительно могут назначить ЭЭГ и МРТ головного мозга.

Лечение СДВГ: Психотерапия – может быть индивидуальной или семейной, в зависимости от ситуации. Медикаментозная коррекция – препараты необходимы для того, чтобы стабилизировать работу мозга и помочь ребенку адаптироваться в обществе и справляться с нагрузками.  Препараты группы корректоров поведения дают мягкий седативный эффект, убирают импульсивность и повышенную возбудимость, улучшают усидчивость и концентрацию внимания.

Чем может помочь нейропсихолог?

Самая большая трудность для ребенка со СДВГ — навыки самоконтроля. Нейропсихологи разрабатывают терапию, в рамках которой он тренирует эти способности. В этот процесс рекомендуется включиться всей семье: гиперактивным детям с дефицитом внимания необходима хорошо выстроенная система поощрений и наказаний, в которой он будет лучше себя контролировать. Зачастую ответственность за любое действие ребенка лежит на взрослых, поэтому его произвольная регуляция начинает работать с перебоями. Нейропсихологи стараются вернуть детям эту ответственность, помогают начать контролировать самих себя. Сначала на занятиях со специалистом присутствует родитель, который следит за процессом и потом по возможности тренирует с ребенком приемы дома. Затем нейропсихологи продолжают работу без взрослых.

Прогноз при СДВГ: благополучный исход вполне вероятен – 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов.

Статью подготовила педагог-психолог: Ирина Евгеньевна Высотина.

Опубликовано 14 декабря 2021 г.

Рейтинг@Mail.ru
Политика конфиденциальности
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?