Главная / Новости / Консультация «Особенности выстраивания образовательного процесса по программам АООП ФГОС НОО варианты 7.1 и 7.2»

Консультация «Особенности выстраивания образовательного процесса по программам АООП ФГОС НОО варианты 7.1 и 7.2»

02 Октября 2019

ГПМПК 

Уважаемые педагоги, родители!

Предлагаем вашему вниманию консультацию на тему:

«Особенности выстраивания образовательного процесса по программам АООП ФГОС НОО варианты 7.1 и 7.2» 

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. На начальном уровне получения образования для обучающихся, имеющих задержку психического развития (далее ЗПР), реализуются программы АООП ФГОС варианты 7.1 и 7.2(Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598). Построение образовательного маршрута по данным вариантам программы имеет свои особенности. Задача рекомендаций варианта образовательной программы возлагается на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК).По прохождению обследования в ПМПК выдается коллегиальное заключение с указанием рекомендуемой программы, условий получения образования, а также необходимых специалистов.

Обучающиеся с ЗПР – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Категория обучающихся с ЗПР – одна изнаиболее многочисленных среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу.  Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями в когнитивной и аффективно-поведенческой сфере. Уровень психического развития поступающих в школу детей с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). В зависимости от чего обучающимся рекомендуется один из вариантов программы.

Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого к возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки (1 - 4 классы).Данный вариант программы предполагает подачупедагогом обучающимся программного материала одновременно с остальным классом с использованием специальных способов, методов и приемов в обучении. В структуру АООП НОО вариант 7.1. обязательно включается программакоррекционной работы, направленная на развитие социальных (жизненных) компетенцийобучающихся и поддержку в освоении АООП НОО.Результаты освоения коррекционно-развивающей области должны отражатьсформированность социальных (жизненных) компетенций в различных средах.Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООПНОО вариант 7.1 соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметнымрезультатам освоения основной образовательной программы (ООП)школы.В случае, если обучающиеся не достигают минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по заключению  ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести их на обучение по варианту 7.2.

Вариант 7.2 - адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности). Данный вариант предполагает, что обучающиеся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья в  пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Пролонгированные сроки обучения позволяют обучающимся овладеть необходимыми знаниями, умениями и приобрести личностные качества, позволяющие в дальнейшем осваивать основную образовательную программу основного общего образования (ООП ООО).Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.2), характерны специфические образовательные потребности: обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (быстрой истощаемости, низкой работоспособности и др.); увеличение сроков освоения АООП НОО до 5 лет; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; упрощение системы учебно-познавательных задач с постоянной актуализацией знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; наглядно-действенныйхарактерсодержанияобразования и др. Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, можно открыть им путь к получению качественного образования.В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающиеся с ЗПР направляются на комплексное обследование в ПМПК с целью выработки рекомендаций по дальнейшему обучению.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на специальные условия при оценке результатов освоения АООП НОО включающие:

1) особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

2) привычную обстановку в классе (систематическое сопровождение учителем, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов  хода выполнения заданий);

3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

4) адаптированные инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (упрощение формулировок, многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);

5) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

6) при необходимости предоставление дифференцированной помощи: привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки, повторение и разъяснение инструкции к заданию);

7) увеличение времени на выполнение заданий;

8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

Программа, подобранная в соответствии с особенностями и возможностями обучающихся, грамотно выстроенная коррекционно-развивающая помощь, комплексный подход специалистов, педагогов и активное взаимодействие их с родителями  позволяют в полной мере компенсировать трудности обучающихся и продолжать дальнейшее обучение более успешно.

Уважаемые коллеги и родители, обращаем Ваше внимание на то, что в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ, при обучении по вариантам 7.1,7.2, к окончанию уровня НОО результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, то есть уровень обученности детей должен соответствовать уровню обученности нормально развивающихся сверстников, и, соответственно, не должно быть академической задолженности по предметам (Письмо Министерства образования и науки РФ от20.02.2017 № 07-818).

 

Руководитель ПМПК г. Сосновоборска                                    Педагог-психолог ПМПК   

Н.И.Букреева

О.С.Фомина

Рейтинг@Mail.ru
Политика конфиденциальности
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?